Формирование человека Культуры
Взяв за основу понятие "Культуры" в истинном ее понимании, попытаемся определить пути формирования человека высокой Культуры Духа, человека облагороженного образа. Проблема человека, выяснение его сущности, природы, места во Вселенной, смысла жизни, норм поведения, отношений к семье, роду, государству составляет смысловое ядро всех наиболее значительных философских учений, начиная с древности. В контексте гуманистической философии возникло множество различных научных направлений (рационализм, экзистенциализм, философская антропология и др.), каждое из которых создало свой образ, идеал человека Культуры. По происхождению этот образ историчен, интегрирует черты образа мыслей и образа жизни людей определенной эпохи, а по определению отвечает на глобальные вопросы о возможностях человека и его отношении к миру: Что такое человек? В чем смысл его жизни? Какое место занимает он в Беспредельности Космоса? В концепции человека (Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский и др.) образ человека Культуры предстает как эпицентр Культуры, ее высшая Духовная ценность. Человек обретает свою Духовную сущность, становится частью человечества, постигая Культуру и творя ее. "Каждый человек по своей внутренней природе есть некий великий мир - микрокосм, в котором отражается и пребывает весь реальный мир и все великие исторические эпохи". В настоящее время существуют различные концепции воспитания и формирования Культурной индивидуальности, способной к созиданию, самосовершенствованию и творчеству. Наиболее полное представление о формировании человека Культуры отражено в концепции Д.Л. Андреева ("Роза Мира", глава "Воспитание человека облагороженного образа"), так как в ее основе лежит воспитание, направленное на развитие Синтеза всех человеческих способностей. В основе концепции лежит воспитание человека Будущего, человека Шестой расы, который будет отличаться от поколения предыдущих рас своим уровнем духовного развития. Даниил Андреев писал, что умственный облик человека Культуры Духа будет характеризоваться непрерывной жаждой познания всей жизни, навыками самостоятельного мышления и интеллектуальной независимостью. Его эстетический облик будет отличаться высокоразвитым вкусом, знанием и пониманием искусств прошлого, потребностью в художественном творчестве, жаждой сознания и творения прекрасных образов, которая будет все больше возрастать от огромного желания принести радость людям. Нравственный облик такого человека будет характеризоваться деятельной добротой ко всему окружающему, чувством горячего сострадания и сорадования ему. Человек облагороженного образа будет сердцем чувствовать свое единство и неразрывную связь с Космосом, с Дальними Мирами, с теми живыми разумными существами, которые эти миры населяют. Его религиозный облик составит внутренняя работа над раскрытием органов духовного воспринимания, знанием религиозных форм прошлого и настоящего, умением со-веровать всем религиям, то есть понимать опыт и учение каждой из них. Внешне такой человек будет стройным, движения его будут пластичными, походка легкой, мускулатура гармоничной, а лицо - открытым, высоко интеллигентным, исполненным приветливости и как бы светящимся изнутри. В образе человека высокой Культуры, согласно концепции Д. Андреева, представлена индивидуальность, способная к самоопределению в мире Культуры, не стандартно мыслящая, постоянно не удовлетворяющаяся достигнутым результатам, с развитым чувством нового, стремлением к созиданию. Творчество такой индивидуальности проявляется во всех сферах ее жизнедеятельности: в учении, труде, быту, организации досуга, общения. Таким образом, на современном этапе развития человека Культуры за основу должна быть взята концепция формирования нового человека - человека облагороженного образа Д.Л. Андреева
|