Главная » Статьи » летописи » 2010

КОСМИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПЕДАГОГИКЕ XXI ВЕКА
КОСМИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПЕДАГОГИКЕ XXI ВЕКА

     С позиции ведущей идеи начала XXI века – идеи коэволюции – человек рассматривается как открытая целостная система, развитие его многовариантно. Перспективной образовательной целью в XXI веке становится развитие полноценной и разносторонней индивидуальности, одной из основополагающих целей образовательных программ – формирование глобального миропонимания, а ценностными основами образования являются духовность и гражданственность. Последнее предполагает осознание себя не только гражданином своей страны, но и гражданином Мира, проявляющим высокие моральные качества и гуманистические идеалы, ценности и нормы. Только поняв свою гражданскую ответственность за судьбу планеты и всего человечества, человек сможет разобраться в причинах существующих проблем и найти их оптимальное решение.
     Сейчас многие специалисты (А. Н. Гавриченков, Н. А. Максимова, И. М. Пушкина, И. А. Феодулова и др.) приходят к выводу, что большинство глобальных проблем связано с человеческой личностью, с неправильным восприятием себя в окружающем мире. Поэтому человек должен изучать Космос, чтобы понять себя, свою роль в его развитии, свои истоки. Об этом так писал В.И.Вернадский: "Это самое глубокое проявление самосознания, когда мыслящий человек пытается определить свое место не только на нашей планете, но и в Космосе" [3, с. 50].
     В настоящее время широко публикуются недоступные ещё недавно по идеологическим соображениям материалы и источники. Для широкой общественности открываются целые направления и научные дисциплины. На мой взгляд, одним из таких перспективных направлений является космическая педагогика.
     Своими корнями космическая педагогика уходит в мощное и самобытное философское течение, которое сформировалось в России во второй половине XIX века и получило позднее название "русский космизм".
     Русский космизм есть учение о неразрывном единстве человека и Космоса, о космической природе человека и его безграничных возможностях в освоении Космоса. Крупнейшими представителями русского космизма были такие философы и ученые, как Д. Л. Андреев, В.И. Вернадский, К.Н. Вентцель, Е.И. и Н.К. Рерихи, В.С. Соловьев, Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, П.А. Флоренский и другие. Русские космисты поставили целый ряд глобальных вопросов: о месте и роли человека в Космосе, о смысле человеческого бытия, о его целях и путях их достижения, о взаимосвязи макрокосмоса и микрокосмоса, об ответственности разума за сотворённое Богом и преобразуемое человеком.
     Первый опыт использования идей Всеединства в педагогической практике сделал Н.Ф. Федоров. Его идея творческого преобразования мира на основе синтезированного знания науки, религии и философии, а самое главное - идея человека нравственного, стремящегося к Богочеловечности и способного понять свою роль и место во Вселенной нашли определенное отражение в отечественной педагогике конца Х I Х века.
     В 20-е годы ХХ века к этой же теме обращается, будучи уже зрелым ученым и педагогом, К.Э. Циолковский. Хотя основатель космонавтики не ставил перед собой задачи создать законченную воспитательную систему, в его проектах космического будущего человечества содержится программа воспитания человека, основанная на «космической этике» или «научных основах нравственности». Он считал важнейшей ценностью способность человека к нравственному саморазвитию и преобразованию самого себя, поскольку он так же "безграничен в своем развитии, как и Вселенная". По сути, Константин Эдуардович определил те ценности, которые должны лечь в основу воспитания "человека космического".
     Идеи космического воспитания получили целостное развитие в наследии Константина Николаевича Вентцеля (1857-1947). Он создает новое, прогностично-перспективное направление – космическую педагогику, в которой сливаются воедино индивидуальное, социальное и космическое воспитание. Анализ философской, психолого-педагогической литературы показал, что основными предпосылками возникновения космической педагогики К.Н.Вентцеля явились: философия русского космизма, интенсивное развитие отечественной науки и техники, социокультурная среда к.XIX-н.XX вв., в которой работал педагог.
     Проблему космического воспитания К.Н.Вентцель ставит в центр своей педагогической философии. В одной из своих статей педагог пишет: "Вопрос о космическом воспитании имеет необыкновенно важное значение и в жизни отдельной индивидуальной личности, и в жизни общества, я бы сказал даже, что, от разрешения которого зависит всё будущее человечества, с правильной постановки которого необходимо начинать сейчас, а не откладывать в долгий ящик. Откроем двери настежь и займёмся ею вплотную..." [1, с. 19].
     Космическая педагогика К.Н.Вентцеля есть интегративное учение, базирующееся на идеях: единства, взаимосвязи, целостности и коэволюции человека, человечества, природы и Космоса (основные идеи философии русского космизма); воспитания нравственной, свободной, независимой, самобытной личности (центральная идея теории свободного воспитания); раскрытия и развития творческих сил ребенка (главная идея теории развития личности); космического воспитания (ведущая идея космической педагогики). Космическая педагогика К.Н.Вентцеля построена на принципах антропокосмизма, культуросообразности, свободы и ненасилия, гармонии и выступает как научно-педагогическое явление.
     Педагог одним из первых попытался ответить на вопрос: каким должен стать человек, чтобы иметь право и возможность преобразовывать мир таким образом, чтобы последствия действий и разума его не обернулись против него самого и планеты Земля? По мнению основателя космической педагогики - это человек, обладающий космическим сознанием.
     Обоснованность идеи космического воспитания К.Н.Вентцель объяснял тем, что ребенок есть не только часть семьи, народа, человечества, но и часть целого, которое мы называем Космосом или Вселенной. Человек понимался им как свободная личность, "ареной творчества" для которого является он сам, человечество и Космос. Космос, по мнению К.Н.Вентцеля, есть "известное упорядоченное единство", "целостное единство вселенской жизни". Исходя из этого, педагогом формулировалась цель космического воспитания - развитие космического сознания, основанного на чувстве единения и общности человека с человечеством, природой, Космосом.
     Для того чтобы воспитать у ребенка сознание общности своей жизни с жизнью космоса, необходимо прежде развить в его сознании три идеи: идею личности, идею общества, в конечном пределе охватывающую все человечество, и идею Космоса. Другими словами ребенок должен дорасти до сознания, что он представляет собой творческую личность, что он является членом определенного творческого общества, охватывающего человечество, и что вместе с человечеством он составляет часть творческого Космоса.
     К.Н.Вентцель был убеждён, что человек, обладающий космическим сознанием, воспитанный на принципах космической педагогики, не может не быть нравственным. "Невозможно совершить злое, порочное, преступное тому, - пишет Вентцель, - кто слился всецело и безраздельно с творческим Космосом, кто преодолел свою отдельность и обособленность, кто не противополагает себя Творческому Космосу, Человечеству и составляющим его людям, а рассматривает себя как составляющее с ним одно целое. У такого человека исчезли всякие поводы и мотивы для совершения зла".[2, с. 166].      Ведущая идея космического воспитания заключается в изменении личностных качеств через развитие космического сознания. Человек, обладающий космическим сознанием, способен, по мнению педагога, адекватно оценить современные проблемы и жизненные ситуации. Для этого, в первую очередь, необходимо интенсивно развивать у ребенка такие аспекты сознания, как аксиологический (выработка нравственных установок), онтологический (формирование представлений об окружающем Мире) и рефлексивный (осознание себя и своего места в Мире).
     Космическое сознание – это глобальная эволюционная идея, на которую должна ориентироваться новая модель воспитания и образования XXI века.
     Наступило время, когда идея коэволюции, так ярко представленная в творчестве основоположника космической педагогики К.Н.Вентцеля, должна стать ключевым стержнем и пронизывать собою содержание всех основных государственных документов в сфере модернизации российского образования. А отсюда эта идея должна явиться основополагающей при создании новых образовательных и воспитательных программ в целях формирования у подрастающего поколения целостной картины Мира на базе Универсальных Космических Законов Бытия.
     На мой взгляд, идеи космической педагогики актуальны в современной общественно-педагогической практике России, т.к. ориентируют образовательный процесс на духовно-научное освоение окружающего Мира, на подготовку учащихся к решению глобальных проблем, на воспитание духовно-нравственных качеств (чести, долга, самоотверженности, ответственности, достоинства и др.), которые лежат в основе эволюции человека.
     Таким образом, проблема космического воспитания становится одной из ключевых в мировой педагогике, а формирование космического сознания человека является ныне первоочередным условием раскрытия творчества духа в народе и его благосостояния. Космическая педагогика – это педагогика настоящего и будущего, это педагогика XXI века.

Сотрудник Лиги Штогрина Е.Н.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Вентцель: Антология гуманной педагогики. М.: ИДША, 1999. - 250 с.

2. Вентцель, К.Н. Заметки о космическом воспитании // Вентцель, К.Н. Свободное воспитание: Сборник избранных трудов. М. 1993. - 364 с.
3. Вернадский, В.И. Начало и вечность жизни [Текст]/ В.И.Вернадский. – М.: Советская Россия, 1989.- 235 с