НОВАЯ ШКОЛА – ОСНОВА ПРОГРЕССИВНОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ «НАША НОВАЯ ШКОЛА» В КОНТЕКСТЕ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
Штогрина Е.Н., соискатель Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3», Новокузнецк
Нам всем нужна единая, крепкая, могущественная страна – наша Россия! Россия — страна особенная. У России свой особый путь развития. Этот путь определяется, прежде всего, теми глобальными задачами и перспективами эволюции, которые призвана решать наша страна в наступившую Новую Эпоху Цивилизации Культуры. Что явится для России прочным фундаментом её духовного возрождения? Что принесёт ей силу и мощь небывалую? Ответ однозначен и прост – образование, но лишь то, которое зиждется на основе истинной Культуры, Культуры в широком смысле понимания этого слова, Культуры, которая является «синтезом действенного Блага, очагом просвещения и созидательной Красоты» (Н.К. Рерих). Никакие экономические, политические и финансовые преобразования как единицы материальной жизни общества не принесут стране желаемого благополучия и духовного процветания, если на первое место не поставлен принцип Культуры как основополагающий принцип Эволюции жизни. Цивилизация без Культуры идёт к своему упадку, а итогом становится деградация и вырождение нации. Поэтому только Культура приведёт цивилизацию к небывалому расцвету. Эта мысль не нова, её утверждали великие мыслители и учёные прошлого и продолжают утверждать в своих научных трудах многие современные исследователи. Так, например, великий русский мыслитель, философ, художник, общественный деятель Н.К. Рерих в начале XX века писал: «Цивилизация без Культуры бесплодна. В Культуре самое действенное спасение для человечества. Именно Культура всегда способствовала всему развитию и благосостоянию человечества и народов. Возрождение и расцвет человеческой истории, происходили там, где вырастала традиция почитания Культуры» [7] Да, действительно, России предстоит великое Будущее — она скажет Миру свое новое слово, новое слово в Культуре, Искусстве, Образовании. Будущее нашей страны всецело зависит от того, какие основы будут заложены с самых ранних лет в сознании детей – будущих строителей и созидателей новой жизни. Эти основы главным образом и определят всё духовное и материальное благосостояние государства и общества в целом. В решении комплекса задач духовно-нравственного воспитания, формировании основ духовной жизни человека, ценностей культуры и нравственности должны принимать участие все субъекты общественной жизни. Однако ведущая роль в этом процессе принадлежит школе, которая является ключевым элементом интегративного, социокультурного, общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России. Сегодня в нашей стране проблемы модернизации и реформирования школьного образования привлекают к себе внимание самой широкой общественности. Утверждённая президентом Д. А. Медведевым в феврале 2010 года национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определяет тенденции развития современного образования в России. Суть и смысл этого проекта – в создании школы, способной раскрыть творческий потенциал детей, «воспитать в них интерес к учёбе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить обучающихся к профессиональной деятельности с учётом задач модернизации и инновационного развития страны» [5]. Да, действительно, нельзя не согласиться со многими положениями инициативы президента, такими как развитие учительского потенциала, создание системы выявления и поддержки талантливой молодёжи, совершенствование современной школьной инфраструктуры, так как они, бесспорно, несут в себе положительное рациональное зерно и являются значимыми в контексте развития всей системы школьного образования. Однако детальное изучение этого государственного документа, его глубокий анализ позволяет выделить существенные противоречия в определении ряда ключевых положений инициативы. Рассмотрим сущность выявленных противоречий с позиции современной педагогической науки. Одним из значимых положений инициативы «Наша новая школа» является постановка образовательной цели, а именно воспитание «личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» [5] . Именно такая постановка цели образования часто звучит из уст президента и в средствах массовой информации, и в ежегодных обращениях к Федеральному собранию. Смотрим в корень этого целевого компонента. Какие нравственные ориентиры лежат в его основе? На какие приоритеты сделан акцент при его публичном утверждении? Ответ возникает лишь один – эта цель имеет сугубо узкий технократический характер и диктуется потребностями экономики, а не потребностями Духа, духовной жизни человека. В Новой Эпохе Цивилизации Культуры такая цель в образовании не может иметь право на существование, в такой постановке она мертва, безжизненна, а, следовательно, противоречит всем законам Эволюции жизни. При этом современная педагогическая наука, в основе которой лежат гуманистические принципы, общечеловеческие ценности Культуры, понимает цель воспитания и образования в широком социокультурном философском аспекте. С позиции ряда современных исследователей (Ш.А. Амонашвили, А. П. Валицкая, Е.В. Бондаревская, Н.Б. Крылова, И.А. Уварова, Н.Е. Щуркова и др.) необходимо поставить в центр всей воспитательно–образовательной системы в качестве приоритетного направления воспитание нового человека с расширенным сознанием и синтетическим мышлением – человека высокой Культуры Духа. Такой методологический подход к определению цели воспитания действительно отвечает эволюционным требованиям Новой Эпохи, а, следовательно, является смыслообразующим для всей образовательной практики новой школы. Только человек высокой Культуры Духа поднимет Россию к вершинам духовного величия и расцвета. Россия – страна культурная. Культура как почитание Света великих Знаний сияет в сердце нашего народа. По велению Нового времени именно наша страна – Россия должна воспитать истинного человека Культуры – Творца новой и счастливой жизни на Земле, Труженика Общего Блага и Сотрудника Космической Эволюции. Кто воспитает такого человека – Универсума, как не учитель, ведь именно ему по праву принадлежит ключевая роль в новой школе будущего. Об этом несколько лет назад академик Никита Николаевич Моисеев писал: «Человечество подошло к порогу, за которым нужны и новая нравственность, и новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. Создавать их будет учитель». Новое поколение учителей: каким оно будет и каким оно должно быть, чтобы соответствовать новым эволюционным требованиям современной жизни? В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится о том, что «ключевой особенностью современной школы явятся чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя» [5] . Наряду с этим положением президентом неоднократно подчёркивается идея о необходимости повышения статуса учителя в обществе. Бесспорно, мысли эти замечательны и здесь мало кто усомнится в правильной постановке и значимости этих проектных заключений. Однако где следует развитие их содержания дальше? Где тот основополагающий принцип, та мировоззренческая основа, согласно которым учитель должен выстраивать системно и последовательно всю концепцию своей многофункциональной деятельности? Изучение и анализ документа, к сожалению, не даёт ответы на эти насущные вопросы. Отсюда возникает противоречие: между заинтересованностью государства и общества в необходимости повышения статуса профессии педагога и полным отсутствием мировоззренческой базы, благодаря которой будет успешно протекать этот процесс. Для разрешения этого противоречия возникает ещё ряд проблемных вопросов, а именно: через какие аспекты и направления деятельности сделать учителя почитаемой и значимой фигурой общества? Как на практике жизни реализовать замечательную формулу, призыв академика Ш.А. Амонашвили: «Учитель будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития лучших чувств!» [1] . Конечно, решение этих вопросов потребует немалых усилий, как со стороны государства, так и со стороны общества. А, прежде всего, от самого учителя! Учитель должен сам устремиться всем сердцем, всеми чистыми помыслами к процессу неустанного самосовершенствования, к развитию в себе лучших качеств человека Высокой Культуры Духа. Ведь для воплощения прекрасной цели – воспитания нового человека с расширенным сознанием и синтетическим мышлением, человека Культуры Духа, учитель сам должен соответствовать этому Высокому Образу. Отсюда становиться ясным, что престиж профессии учителя не поднять только лишь через овладение им новыми информационными и коммуникационными технологиями, технологиями компьютеризации и технологизации педагогического процесса, использование которых сегодня в образовательной практике зарекомендовало себя как престижное и новомодное. А также сформированность у педагога одних профессиональных компетенций ещё не решит вопрос качественного воспитания и образования школьников. Для того чтобы учитель, по словам Ш.А. Амонашвили, стал солнцем всего воспитательно-образовательного пространства, начиная от школы начальной, средней и до высшей, необходимо на государственном уровне широкое признание и утверждение принципа духовно-нравственного совершенствования учителя на основе Культуры как Синтеза Знаний науки, религии и философии. Именно это принцип должен стоять первым и пронизывать собой все государственные документы в сфере модернизации и реформирования российского образования. Забота государства - «возвысить понятие народного учителя так, чтобы он был одним из первых деятелей страны» (Н.К.Рерих). Поэтому так важен в этом процессе принцип Культуры, принцип духовно-нравственного совершенствования как основополагающий принцип Эволюции жизни. Если учитель не владеет Синтезом Знаний Основ Бытия, то все те внешние требования к нему со стороны государства в качестве развития ключевых профессиональных компетенций теряют свою значимость и актуальность, потому как непреложным требованием Эволюции жизни к учителю Нового времени является устремление к неустанному самосовершенствованию и непрерывной работе над улучшением качества своего сознания. На каких Основах учитель должен воспитать себя, улучшить и повысить качество своего сознания, чтобы соответствовать Образу человека Высокой Культуры Духа? Об этих Основах, к сожалению, ничего не сказано в инициативе президента «Наша новая школа», но современная педагогическая и философская наука даёт прямые указания, расставляя совершенно понятные ориентиры. С позиции ряда исследователей Ш.А. Амонашвили, Б.В. Емельянова, Н.А. Максимовой, В.Г. Соколова, И.А Феодуловой, В.А. Уваровой, Л.В. Шапошниковой, Н.Ярыгиной, необходимо расширить сознание учителей Синтезом Знаний Космических Основ Бытия, данных человечеству через Е.И Рерих в Учении Живая Этика (Агни–Йога) и в Учении Роза Мира Д.Л.Андреева, а также в научно-философских трудах Е. П. Блаватской, А.И. Клизовского, Н.К. Рериха, Б.Н.Абрамова, в трудах педагогов К.Н. Вентцеля, В.П.Вахтерова, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, ученых-космистов К.Э.Циолковского, А.Л. Чижевского, В.И. Вернадского и др. Только на Основе этих Знаний у учителя сформируется синтетическое мышление, которое позволит ему не просто овладеть двумя-тремя и большим количеством технологий и методик, а именно в каждой конкретной ситуации, возникающей в воспитательно-образовательном процессе, в отношении каждого конкретного ребенка почувствовать и найти единственно верное решение. Именно эти эволюционные преобразования в сфере учительства пробудят в сознании народа Истинную Любовь и Почитание Учителя и превратят школы в очаги Культуры и Просвещения, в Храмы Беспредельного Знания. Учитель новой школы как человек Высокой Культуры Духа сможет преподать и новое содержание образования. О новом содержательном компоненте образования в настоящее время ведутся многочисленные дискуссии со стороны учёных, политиков, общественных деятелей. Исходя из ключевых составляющих направлений инициативы, новое содержание образования сейчас принято связывать с новыми образовательными стандартами, процесс реализации которых уже начался во многих образовательных учреждениях России. Новое содержание образования: каким оно должно быть, чтобы соответствовать новым эволюционным требованиям современной жизни? Современная педагогическая наука рассматривает проблему нового содержания воспитания и образования в широком культурологическом и аксиологическом аспекте, где главными базовыми понятиями всей системы воспитательно-образовательного процесса становятся: Культура как универсальная общечеловеческая ценность, человек как часть Космоса, Универсальные Законы Мироздания, поставленные в основу всех сфер жизни Бытия, духовная жизнь человека и связанные с ней ценности – духовность, нравственность, человечность, синтетическое мышление, любовь, красота, мужество, трудолюбие, ответственность. Именно в контексте этих базовых понятий, новая школа должна решать следующие приоритетные направления, касающиеся нового содержания воспитания и образования школьников. Космологическое направление. Суть данного направления в том, что в школах, начиная с первой ступени начального звена обучения, необходимо приучать сознание к единству жизни, к единству Космоса. Ребенок должен почувствовать свою ответственность перед всем Мирозданием при осознании своей непрерывной связи с ним. Такое направление также включает и преподавание смысла жизни, беседы об Универсальных Законах Мироздания, предназначении человека в Космосе и на Земле, о его великой миссии в преображении окружающего мира. Без поднятия и разъяснения этих вопросов трудно будет устремить молодежь к творению Доброго, Прекрасного, к Служению Общему Благу, тем более к самосовершенствованию, если она твердо не усвоит в своем сознании, что это и является смыслом ее жизни. Школы, в которых с детских лет будут закладываться Основы понимания назначения человека, его места и роли в мире, его Космической зависимости и предназначенности, станут истинно Новыми школами, отвечающими цели и задачам Эволюции. В таких школах ребенок будет поставлен в центр воспитательно-образовательного процесса, он явится той центральной осью, вокруг которой все завращается. Он станет фокусом, вбирающим в себя и вмещающим Синтез Высших Знаний, позволяющих ему совершенствовать себя и расширять сознание до бесконечности, улучшая при этом его качество. Согласно космологическому направлению нового содержания воспитания и образования школьников, центральными предметами в новой школе будущего должны стать Космоведение - истинное понимание сущности Бытия, а также углубленное и расширенное изучение Этики Жизни, намечающей путь человека. Этико – философское направление. Сущность этого направления в том, что в контексте преподавания школьных дисциплин происходит ознакомление учащихся с великими примерами жизни - с духовными индивидуальностями, подвижниками и героями, которые давали человечеству осознание Высшей Красоты - Красоты Духа. Вот имена некоторых из этих подвижников: Будда, Соломон, Пифагор, Иисус Христос, Сергий Радонежский, Жанна д,Арк, Серафим Саровский, Елена Петровна Блаватская, Елена Ивановна Рерих, Николай Константинович Рерих, Даниил Андреев. Изучение биографии духовно высоконравственных людей, их жизненных принципов, этических ценностей, восторг и благоговение перед величием их Духа воспламенят в молодой душе непреклонное желание подражать в жизни этим Великим Образам. Направление духовно-нравственной жизни человека. В основе содержательно-ценностной базы этого направления лежит принцип Культуры как базовой составляющей духовной жизни человека. Учащиеся получают представления о качествах, достойных человека Высокой Культуры Духа: великодушии, самоотверженности, трудолюбии, честности, ответственности, дисциплине мысли и др., обучаются методике их развития и совершенствования, рассматривают способы применения и реализации этих качеств в конкретных жизненных ситуациях. При этом в сознании обучающихся сформировано положение, что не для себя, для служения Общему Благу человечества Земли и Космоса они совершенствуют аппарат своего Божественного Духа.
Таким образом, чтобы современная школа преобразовалась в Новую школу будущего – Храм Беспредельного Знания и Красоты, необходимо:
• поставить цель образования с учётом эволюционных требований Нового времени, а именно воспитание человека с расширенным сознанием и синтетическим мышлением – человека Высокой Культуры Духа;
• на государственном уровне широкое признание и утверждение принципа духовно-нравственного совершенствования учителя на основе Культуры как Синтеза Знаний науки, религии и философии, что включает в себя целенаправленную и систематическую работу по оказанию учителю методической помощи в духовно-нравственной и просветительской деятельности по самосовершенствованию, повышению качества своего сознания;
• одухотворение содержания всей системы школьного образования Синтезом Знаний Универсальных Космических Основ Бытия.
Именно такой и должна быть Новая школа России в наступившую Новую Эпоху Цивилизации Культуры, которая сможет воспитать достойных граждан своей страны – новое человечество ПРЕКРАСНОГО БУДУЩЕГО всей Земли!
Список литературы:
• Амонашвили, Ш.А. Школа жизни: Трактат о начальной ступени образования, основанной на принципах гуманно – личностной педагогики. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1998 – 75 с.
• Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. М.: Ростов – на – Дону: Учитель, 1999. – 563 с.
• Клизовский, А.И. Основы миропонимания новой эпохи. В 3 – х т. – 3 – е, стереотип. изд. – т. 3. – М.: Рига: Виеда, 1992. – 288 с.
• Концепция духовно–нравственного развития и воспитания личности гражданина России (проект). Москва, 2009.
• Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", Москва, 2010.
• Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (проект), Москва, 2009.
• Рерих Н.К. Культура и цивилизация. Москва, Международный Центр Рерихов, 1997. – 200 с.
• Соколов В.Г. Парадигма Культуры в философском наследии Е.И. Рерих и Н.К. Рерих. Автореферат дис… кандидата философских наук, Харьков, 2008. – 22 с.
• Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М: «Сфера», 2002. – 159 с
• Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1989.–288 с.
|