Главная » Статьи » летописи » 2011 |
ПРАВОВОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ
ПРАВОВОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Логинова К.Ю., соискатель ТГУ ЮИ ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк Модернизация современной системы школьного образования [1] диктует необходимость создания такой школы, которая явилась бы гарантом формирования личности гражданина Новой России. Более того, именно школа, являясь основным звеном в системе предупреждения преступности несовершеннолетних, должна обеспечить такой учебно-воспитательный процесс, который сформировал бы высокую нравственную, правовую культуру несовершеннолетнего; не допустил формирования у подростка антиобщественных установок, антиобщественного образа жизни, совершения им антиобщественных поступков и нарушения норм административного и уголовного права, укрепил бы навыки правомерного поведения, соответствующие критериям правовой культуры, не средствами устрашения и наказания, а путем внутреннего осознанного убеждения. Достижение этой цели позволит сформировать личность ребенка с богатым внутренним миром, в котором имеющиеся правовые знания и предписания, базирующиеся на незыблемых духовно-нравственных ценностях и идеалах, создадут необходимые предпосылки для максимально эффективной адаптации его к сложным условиям динамично развивающегося, высокотехнологичного, конкурентного современного мира, к жизни в гражданском демократическом обществе и правовом государстве. Расширение сознания ребенка Универсальными Законами Жизни, р аскрытие неограниченных способностей каждого ученика (нравственных, творческих, интеллектуальных и т.п.), сформируют потребность в здоровом образе жизни, а значит и законопослушном. Это наиглавнейшая задача не только школы, но союза семьи и школы. Вместе с тем, в настоящее время, как на федеральном, так и на региональном уровне, отсутствует единая система по правовому обучению и воспитанию школьников. Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» [2] ни в рамках Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, ни в рамках Федерального компонента государственного стандарта общего образования не упоминает о значимости правового воспитания и обучения в образовательных учреждениях. И только на завершающей ступени обязательного образования (основное общее образование) среди общих целей изучения дисциплины «Обществознание» предусмотрено в числе прочих развитие нравственной и правовой культуры обучающихся. Вместе с тем, обращает на себя внимание тот факт, что стандарт по Обществознанию ориентирован в большей степени на освоение учащимися значительного массива теоретических знаний в областях экономических, правовых, социально-политических, культурологических. Почти не предусмотрена возможность соотнесения получаемых знаний с реальной жизнью, непосредственного их применения в конкретных жизненных ситуациях, в целях разрешения правовыми средствами возникающих правовых коллизий (проблемное обучение). Формирование должной правовой компетентности, высокой правовой культуры учащегося, на наш взгляд, наиболее успешно может быть реализовано в рамках системы правового воспитания и обучения несовершеннолетних. Более того, выборочные результаты криминологических и социологических исследований свидетельствуют о том, что современный несовершеннолетний обладает весьма поверхностной информированностью в области правовых знаний, у него практически отсутствуют представления о правовых запретах, предписаниях, санкциях. [3] Усугубляет ситуацию еще и тот факт, что существующая до 90-х годов XX века система базовых ценностей (духовных, нравственных, этических, правовых) была разрушена – у современного подростка высокие идеалы добра, справедливости, чести, достоинства, сменились материальными установками и потребительским отношением к жизни. Нормой жизни стали эгоистические, нечестные поступки, которые довольно часто перерастают в противоправное (в том числе и в преступное) поведение. По данным официальной статистики в 2009 году было зарегистрировано 94720 преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии, выявлено 102 920 лиц в возрасте 14-17 лет, которые принимали непосредственное участие в совершении преступлений. [4] С учетом того, что на 2009 год по данным Федеральной службы государственной статистики РФ численность населения в возрасте от 14 до 17 лет составляла 7 031 401 человек, [5] можно констатировать, что почти каждый седьмой несовершеннолетний в России совершал или принимал участие в совершении преступлений. Преимущественно несовершеннолетними совершаются корыстные преступления (кражи, грабежи, разбой, вымогательство, угон транспортных средств) и насильственные преступления (убийство, покушение на убийство, причинение вреда здоровью, изнасилование). В последнее время получили широкое распространение такие преступления, которые в основном не попадают в официальную статистику, как угроза убийством, оскорбление, клевета, совершенные несовершеннолетними в отношении учителей. Как отмечал в своем исследовании Кудрявцев В.Н., социальные нравы, усвоенные личностью, определяют совместно с потребностями и интересами мотивацию поступка, влияют на принятие решения. Твердые этико-моральные принципы способны остановить развитие механизма преступного посягательства и, напротив, шаткость нравственных основ поведения оживляет это развитие, способствует ему. [6] В данной связи видится обоснованным и целесообразным именно в рамках национальной образовательной инициативы Президента РФ «Наша новая школа» возродить неоправданно забытую систему правового воспитания и обучения подростков как в виде отдельной учебной дисциплины, прописав основные теоретические положения в соответствующем образовательном стандарте, так и в виде планомерной каждодневной работы учителя над правовым сознанием ребенка как в учебно-урочной, так и в неурочной деятельности. Значимость и актуальность правового воспитания и обучения заключается также еще и в том, что посредством приобретения правовых знаний, которые в основном являют собой «узаконенные» общечеловеческие запреты (не убивай, не укради и т.п.), несовершеннолетний одновременно постигает двуединую роль права как выразителя незыблемых духовно-нравственных ценностей и как регулятора общественных отношений. Право будет выступать и как внутренняя форма свободы, пределы которой самостоятельно определяются подростком, исходя из осознанных и усвоенных духовно-нравственных ценностей, и как внешняя форма свободы, пределы которой закреплены в законе, нарушение которых влечет за собой осуждение со стороны государства и общества, в виде соответствующих санкций. Внешняя форма свободы, в свою очередь, будет являть собой проявление внутренней формы свободы, являясь голосом совести. Отмечено, что в противоправном, преступном поведении несовершеннолетнего проявляются не только отсутствие знания об элементарных правовых нормах и запретах, но и отсутствие знания о допустимом поведении с точки зрения духовно-нравственных, культурных норм поведения в обществе. Несовершеннолетний не только нарушает нормы права, становясь тем самым субъектом преступления, за которое он будет привлечен к уголовной (административной) ответственности, но он являет собой образ невоспитанного, духовно-неразвитого человека. Ведь чем выше духовно-нравственный уровень и потребности человека, тем меньше вероятность совершения им противоправного поведения. А учитывая органическую связь права и морали, права и культуры, можно с твердой уверенностью сказать, что правовое воспитание и обучение – это одно из направлений целостного духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, являющегося основой всей системы профилактики преступного поведения несовершеннолетних. Под профилактикой преступного поведения несовершеннолетних мы будем понимать организованный государственно-общественный процесс, основной направленностью которого является устранение из жизни причин и условий, способствующих отклонению от общечеловеческих ценностей и правовых норм в поведении человека и совершению им преступлений и иных правонарушений. [7] Преступление всегда легче предупредить, чем в последствии за него наказывать. В отношении несовершеннолетних это наиболее обоснованный подход, так как наказание само по себе уже не раз доказало свою далеко не полную эффективность ввиду того, что оно направлено, в первую очередь, на личность преступника и не затрагивает ни социальных, ни индивидуальных мер, предупреждающих на ранних стадиях противоправное поведение. Таким образом, именно правовое воспитание и правовое обучение призвано обеспечить формирование такой личности подростка, для которой совершение противоправных поступков станет не допустимым и не желательным. В науке правовое воспитание представляет собой организованное, систематическое, целенаправленное воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения. [8] Правовое обучение, в свою очередь, – это преподавание и усвоение правовых знаний в образовательных учреждениях. Вместе с тем, важно помнить, что в рамках школьного образования с учетом основных педагогических функций, выделяемых в современной литературе [9]: образовательной, организационно-стимулирующей, воспитательной, социализирующей, ориентационной, транслирующей, интегрирующей, важно своевременно приступить к планомерной каждодневной работе, ориентированной на привитие должной правовой культуры посредством правового воспитания и обучения школьников. Крайне важно начинать правовое воспитание и обучение в раннем возрасте для того, чтобы достигнуть первенства в правовой информации, заложить основы правовых взглядов и установок личности как составной части ее общего мировоззрения и социальной направленности [10]. Важно организовать правовое обучение и воспитание в тот момент, когда идет активный этап усвоения подростками морально-этических, духовно-нравственных ценностей для того, чтобы, во-первых, у несовершеннолетнего сложилось представление о взаимосвязи моральных и правовых норм, во-вторых, для того, чтобы избежать внутреннего противопоставления (борьбы) права и морали, когда в жизни будут встречаться ситуации, где право приобретает безнравственную форму и наоборот, нравственность обретает неправовой характер, что сопровождается противоправным поведением. [11] Подобная ситуация характерна для современных фильмов и видео-игр, когда главный герой, преследуя благородные, высоконравственные цели, нарушает юридические законы, например, убивает или причиняет тяжкий вред здоровью. Поэтому правовое воспитание и обучение, обязано, во-первых, внедрить в сознание учащихся, что право есть закономерный, последовательный шаг официального признания государством важности нормативного закрепления основных духовно-нравственных требований и необходимости их неукоснительного соблюдения, во-вторых, само правовое воспитание основано на незыблемых духовно-нравственных законах бытия, на нормах морали, составными частями которой являются такие категории как Добро, Долг, Совесть. Общая высокая культура и приобретаемые в рамках нее правовые знания и навыки будут способствовать формированию должного и желательного правомерного поведения несовершеннолетнего, а именно соблюдения правовых предписаний, но уже не на основе устрашения возможным наказанием, а на основе внутренней свободной готовности их соблюдать. Совершение противоправных поступков, в том числе и преступлений, станет недозволительным, внутренне не приемлемым и осуждаемым. Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что пришло время всерьез заняться вопросом разработки единой модернизированной общегосударственной концепции правового воспитания и обучения несовершеннолетних в рамках школьного образования как неотъемлемой составной части в общей системе духовно-нравственного и патриотического воспитания и обучения. Дальнейшее эффективное развитие концепции правового воспитания и обучения несовершеннолетних будет зависеть и от уровня теоретической разработанности ее положений, разработки новых методик, адаптированных для различных социальных групп, и, что представляется немаловажным, от их прикладного внедрения в правовую практику в качестве устоявшейся и теоретически освоенной правовой категории, а также от наполнения содержания этой концепции (программы) Универсальным Знанием Жизни, главенствующей основой которых является Этика, Мораль и Право, как выразители общечеловеческих идеалов и принципов, опирающихся на духовно-нравственный потенциал каждого индивидуально взятого ребенка. Список литературы • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» • Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 19.10.2009) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» // Вестник образования России, № 12 - 15, 2004. • Маркунцов С.А. Осознание уголовно-правовых запретов в структуре уголовной ответственности несовершеннолетних / под ред. А.Э. Жалинского. М.: Юриспруденция, 2007. С. 87. • Сведения информационного центра МВД РФ http://www.mv d .ru stats • Сведения Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru • Кудрявцев В.Н. Стратегии борьбы с преступностью. – М., 2003. С. 248-250. • Ветров Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи. М., 1980. С. 17. • Долгова А.И. Правовое воспитание несовершеннолетних. М., 1977. С. 5. • Левитан К.М. Юридическая педагогика М., 2008 г . С. 188. • Долгова А.И. Правовое воспитание несовершеннолетних. М., 1977. С. 32. • Черненко А.К. Философия права. – Новосибирск, 1 | |