ВЕЛИКАЯ ПРОРОЧИЦА БУДУЩЕГО
12 августа исполняется 180 лет со дня рождения Елены Петровны Блаватской, нашей великой соотечественницы, замечательной женщины XIX века, философа, писателя, переводчика, основательницы теософского движения, автора фундаментальных философских трудов – «Тайная Доктрина» и «Разоблачённая Изида».
Эта простая русская женщина, вся жизнь которой была Высоким Примером Служения Общему Благу, Истине, Эволюции, оставила после себя ярчайший след в истории духовной эволюции человечества, соединив в себе одновременно образ Вестника Новой Эпохи и Великой Пророчицы Будущего. Её многогранное научно-философско-религиозное наследие, пронизанное Светом Высших Знаний и высокими идеями веры в Прекрасное Будущее нашей Земли, становится сейчас всё более востребованным для широкого круга читателей, а также приобретает свою актуальную значимость в различных научных кругах и сообществах. Жизненный путь Елены Петровны Блаватской, как и у многих Подвижников Общего Блага, был необычайно сложен и тернист. С ней поступали немилосердно при жизни и продолжали преследовать её имя градом непонимания и поношений после её ухода, но теперь наступило время, предсказанное Е.И. Рерих: «...Русские поймут всё величие того Учения, которое принесла миру Е.П. Блаватская, и воздадут должное почитание этой мученице за идею. Я преклоняюсь перед великим духом и огненным сердцем нашей соотечественницы и знаю, что в будущей России имя её будет поставлено на должную высоту почитания». Да, действительно, в наступившую Светлую Эпоху – Эпоху Цивилизации Культуры имя этой великой женщины выйдет из тенет забвения и будет удостоено особого почитания народом России, народом, на котором лежит миссия Великого Объединения всего человечества в Светлое Братство. Для того чтобы понять и по достоинству оценить всё многогранное теософское наследие Елены Петровны Блаватской через призму его мирового эволюционного значения для Будущего мира Земли, необходимо подробнее остановиться на некоторых этапах жизненного пути этой замечательной женщины. Родилась Елена Петровна в Екатеринославле , городе на Днепре (современном Днепропетровске) в аристократической семье. Её родителями были полковник Петр Алексеевич фон Ган и Елена Андреевна Ган, урождённая Фадеева, талантливая писательница, которую Белинский назвал «русской Жорж Санд». Она ушла из жизни рано, не достигнув 25 лет, оставив двух малолетних дочерей. Рано осиротевшая Елена воспитывается в доме бабушки по линии матери – княгини Елены Павловны Долгорукой, которая была замечательно доброй, высококультурной и исключительно образованной женщиной, владела в совершенстве пятью иностранными языками, углублённо занималась естественными науками, прекрасно рисовала. По линии бабушки родословная Блаватской восходит к княжескому роду Рюриковичей, предки её со стороны отца принадлежали к Макленбургскому графскому роду. Необыкновенные способности у Елены появились практически с раннего детства и со временем только развивались и усиливались. У неё были блестящие способности к языкам, она превосходно играла на фортепиано и рисовала, кроме того была отважной наездницей, бесстрашно совершавшей верховые прогулки на полуобъезженных лошадях, — она вообще необыкновенно тонко чувствовала природу. Для девочки вся природа была одушевлённой. Она слышала голос каждой вещи и приписывала вещам сознание, существование в них скрытых сил, которые видела и слышала только она одна. Так тонко и необычайно восприимчиво она относилась ко всем видимым, хотя и неживым предметам: фосфоресцирующему пню, камешкам, холмам и т.д. Дух любознательности маленькой Елены далеко выходил за рамки её возраста. Её стремление ко всему таинственному, загадочному, метафизическому поражало окружающих. Девочку нельзя было оторвать от книг, которые она прямо глотала днём и ночью. Казалось, что вся большая домашняя библиотека не сможет удовлетворить жажду её знаний. Из всего очень многого, что можно рассказать о Елене Петровне, хотелось бы остановиться на одной, но самой главной, основополагающей черте её характера — её отношении к своему духовному Учителю, от которого она получила и передала человечеству Великое тайное Знание древней Мудрости, обогатившее наше сознание. Елена Петровна с детства имела Высокого Покровителя. Он являлся ей в сновидениях, она знала и любила эти зовущие куда-то глаза. Сестра Е.П. Блаватской Вера Петровна Желиховская в своих воспоминаниях о детских годах сестры говорит: «Часто рассказывала маленькая Елена о различных посещениях, описывая неведомых нам лиц. Чаще всего перед нею появлялся величественный образ Индуса в белой чалме, всегда один и тот же, и она знала его так же хорошо, как и своих близких, и называла своим Покровителем; она утверждала, что именно он спасал её в минуты опасности». Огненной нитью проходит через всю её жизнь это высокое стремление к своему духовному Учителю, безусловная преданность Ему и абсолютная, самозабвенная готовность послужить Его Делу. Никакие физические страдания, никакие трудности и опасности, никакие преграды не могли ни в какой мере поколебать или задержать этот устремлённый полёт её духа к своей Ведущей Звезде. Где-то в глубине души сердца девушка чувствовала своё высокое предназначение и понимала, что узнать о сущности его сможет только при встрече с Учителем. В 1851 году, будучи в Лондоне со своим отцом, она, наконец, встретила Учителя. Встреча произошла следующим образом: прогуливаясь, она с изумлением увидела на улице высокого индуса рядом с какими-то индийскими принцами. Девушка тут же узнала его, того, кто являлся ей ранее в сновидениях. Ей хотелось кинуться к Нему и заговорить, но Он знаком велел ей оставаться на месте, и она стояла как зачарованная, пока Он не прошёл мимо. На следующий день она отправилась в Гайд-парк, чтобы побыть одной и обдумать это необыкновенное происшествие. Подняв голову, она увидела тот же самый Облик. Приблизившись к ней, Учитель сказал, что Он прибыл в Лондон с индийскими принцами по важному делу, что Он непременно должен переговорить с ней наедине, потому что Ему требуется её участие в работе, которую Он собирается предпринять. Затем Он рассказал ей о Теософском Обществе и сообщил, что желал бы видеть её основательницей. Вкратце, Он поведал ей обо всех трудностях, которые придётся преодолеть, и сказал, что до этого ей надо будет провести три года в Тибете, чтобы подготовиться к выполнению этой важной задачи. По этому поводу биограф Е. Блаватской Елена Писарева пишет: «Всё значение этой встречи выясняется лишь в связи с героическим характером пламенной, никогда не ослабевающей, преодолевавшей все препятствия, верной до последнего вздоха преданности её своему Учителю. Эта преданность, раскрывающая весь размер её души, и была тем ярко зажжённым маяком, который направлял все действия её последующей жизни. При свете этого маяка все её скитания, вся необычайность её переживаний, её снова и снова возобновлявшиеся попытки проникнуть в Тибет, где она надеялась приблизиться к нему, всё это получает совершенно новый, глубокий смысл». Главным событием в жизни Е.П. Блаватской было путешествие в одиночестве по Тибету и пребывание в течение семи лет в этой горной стране. В Тибете в одном из Ашрамов Учителя она изучает божественный язык «сензар» и с его помощью познаёт сокровенную древнюю Мудрость Востока, которая была передана ей Великими Гималайскими Учителями – Махатмами. Наиболее известный период жизни Е.П. Блаватской начался с создания Теософского общества, открытие которого состоялось в Нью-Йорке 7 сентября 1875 года. Председателем общества стал полковник Г. Олькотт — преданный сотрудник Елены Петровны. Слово теософия состоит из двух греческих слов: Теос — Бог и София — Мудрость, и означает, по определению Блаватской, Божественную мудрость. Указ Учителя основать теософское общество в 1875 году положил начало построения Всемирного Братства людей. «Термин "Всемирное Братство" не является пустой фразой, – писали Махатмы, – человечество в массе своей предъявляет нам высочайшие требования. Это есть единственно надежное основание мировой нравственности. Если бы оно было только мечтой, то это, по крайней мере, благородная мечта для человечества…». Что привлекло к теософии многих мыслящих людей в Европе, Америке и Азии? Е.П. Блаватская пишет, что суть теософии — достижение человеком «совершенной гармонии божественного и человеческого, укрепление его богоподобных качеств и устремлений и их преобладания над земными, животными страстями». Впоследствии Общество было переведено из Америки в Индию, где продолжает функционировать по настоящее время, став Всемирным Теософическим обществом, имеющим филиалы во всём мире. Литературно-философское творчество Е.П. Блаватской многогранно и обширно. Её рукою написаны множества произведений, затрагивающие самые различные области познаний. Но фундаментальными трудами всей её жизни остаются «Разоблачённая Изида» и «Тайная Доктрина». В Америке Елена Петровна напряжённо работает над своим первым фундаментальным произведением «Разоблачённая Изида» в двух частях, которая в объёме занимает около полутора тысяч страниц. Начата книга в 1876 году, издана — в 1877 году. Первый тираж в тысячу экземпляров был распродан в течение двух дней, оказав мощное воздействие на умы читающей и мыслящей публики. По мнению нью-йоркской газеты Herald-Tribune, книга явилась одним из "выдающихся творений века", другие газеты и журналы высказались в таком же духе. Уровень знаний, представленный в произведениях Елены Петровны, носил всеобъемлющий характер, которого она не имела, несмотря на свою высокую образованность. Очевидцы отмечали в её записях, иногда на одной странице, четыре разных почерка и стиля изложения. Общение Елены Петровны с Великими Учителями достигало отчётливости и непрерывности, представляло собой нечто подобное беспроволочному телеграфу. Сущностью тех синтетических знаний, даваемых Махатмами человечеству через Е. П. Блаватскую в «Разоблачённой Изиде», а затем и в продолжающей её «Тайной Доктрине», является откровение о Великом Созидающем Начале Космоса, творении Космоса и Человека (микрокосма), о вечности и периодичности Бытия, об основных Космических Законах, которыми живёт Вселенная. Изида символизирует собой Природу, Материю, Матерь Мира. Частичное приподнятие покрова (разоблачение Изиды), который нас отделяет от её сокровенных тайн, и дано было свыше через Е. П. Блаватскую для ускоренного продвижения человечества по пути Эволюции. «Тайная Доктрина» — труд в 3 томах, около тысячи страниц в каждом; писала его Елена Петровна с 1884 по 1891 г. Первый том приоткрывает нам часть загадок о сотворении Космоса, второй об эволюции человека, третий об истории религий; он был отредактирован и издан её учениками. Этот уникальный труд, являясь лишь малой частью единого универсального знания Великих Махатм человечества, не имеет аналогов в истории науки, религии и философии. В трех томах этого воистину неисчерпаемого источника знания хранятся зародыши многих новых наук будущего, но уже не физических, а духовных. Многие учёные и деятели искусства проявляли интерес к «Тайной Доктрине». Так, на рабочем столе А.Эйнштейна всегда лежала эта книга. Выдающийся композитор А.Скрябин утверждал, что идеи Блаватской помогли ему в его творчестве. «Тайная Доктрина» венчает литературную деятельность Е. П. Блаватской, это эпохальное творение только теперь начинает обретать признание выдающихся умов современности, и возникает внутренняя убеждённость в том, что в двадцать первом веке этот труд, бесспорно, встретит ещё больший отклик и получит самую высокую оценку. Е.И. Рерих перевела два тома «Тайной Доктрины» с английского языка на русский. Она писала: «...Е.П. Блаватская была огненной посланницей Белого Братства. Именно она была носительницей доверенного ей знания. Именно, из всех теософов лишь Е.П. Блаватская имела счастье получить учение непосредственно от Великих Учителей в одном из Их Ашрамов в Тибете. Именно она была великим духом, принявшим на себя тяжкое поручение дать сдвиг сознанию человечества, запутавшемуся в мёртвых тенётах догм и устремлявшемуся в тупик атеизма. Именно, только через Е.П. Блаватскую можно было приблизиться к Белому Братству, ибо она была звеном в Иерархической Цепи». «Утверждаю, что Е.П. Блаватская была единственной посланницей Белого Братства, и она одна ЗНАЛА». Да, эта Великая русская женщина, не имея научных регалий и специального к тому образования, знала то, о чём даже помыслить не могли и не могут именитые мужи науки прошлого и современности. Ибо она предвосхитила Будущее, она знала наперёд о многих величайших научных открытиях, которые несколькими десятками лет позже потрясли своей новизной всё научное сообщество. Ведь уже не тайна, что многие предсказания Блаватской сбылись в XX веке. Сегодня ее правота доказана, и свидетельств тому много больше, нежели принято полагать. Образовался целый список областей, в которых подтвердились ее пророчества. А сколько открытий в мире науки, ведомых только ей, ещё ждут своего сужденного срока проявления за таинственным покрывалом Будущего!!! В Гранях 1955 г. (п.322) сказано: «Блаватская знала и могла вести беседы с выдающимися учёными своего века. Откуда почерпала она свои знания, не будучи сама ни учёной, ни специалисткой? Специалист идет по одной колее, ее углубляя. Синтетик может касаться всего. Синтез не означает всего понемногу, но постижение сущности явления в связи с целым. Именно синтетическое мышление более всего открывает доступ к пространственной сокровищнице». Осмысливая эти сроки, становится ясным, что Елена Петровна Блаватская обладала синтетическим мышлением, благодаря которому, руководствуясь Высшей Связью с Иерархией Света, она смогла принять и передать человечеству Земли Синтез сокровенных Высших знаний, связав в одно единое целое Мудрость древней науки и философии с современными научными достижениями и открытиями в перспективе Будущего. Сейчас пришли те сужденные сроки раскрыть учёным России правду на то, что именно в этих фундаментальных трудах - Разоблачённой Изиде» и «Тайной Доктрине» содержится ключ к открытию и познанию Новой Науки Будущего или к новой эволюционно-научной парадигме, которая явит небывалый сдвиг сознанию человеческому, что перевернёт все нынешние представления о мире, Природе, Космосе, Вселенной. Ведь близиться время и оно не за горами, когда потребуется, как хлеб насущный, мудрое объяснение истинной сущности происходящих событий, явлений, процессов, основанное на Знании Космических Законов Бытия. Новое сознание людей потребует нового универсального подхода ко всему мироустройству, к жизни в целом. Познание Законов Беспредельности даст людям ключ к действительно научному объяснению жизненно важных процессов, связанных с Эволюцией всего Сущего. Истинно, современная наука по праву Эволюции должна обратиться к тому Древнему Синтетическому Источнику Божественной Мудрости, сокрытому в этих уникальных трудах, чтобы рассматривать сущность явлений не однобоко, с позиции только материальной науки или одного угла зрения, а руководствуясь Синтезом Высших Знаний, принимая во внимание разные аспекты и стороны познания, складывать Единое Древо понимания действительности и процессов, происходящих в Космосе и на Земле. В этом контексте признание учёными основополагающего Космического Закона Иерархии, того Высшего Связующего Принципа, имеет первостепенное значение. И пусть 2011 год – год Беспредельного Разума Космоса - станет знаменательным и поворотным годом в судьбе российской науки, годом принятия и утверждения научным сообществом России Новой Науки Будущего как основы построения Всечеловеческого Братства на Земле.
Список использованной литературы:
• Грани Агни Йоги. 1955 г. Записи Бориса Николаевича Абрамова, ближайшего ученика Н.К. Рериха, полученные из Высокого Источника, о чём имеется подтверждение Е.И. Рерих. – Новосибирск: Предприятие «Алгим».2010 г. – 704 с.
• Крэнстон С. Е.П. Блаватская. Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения. Рига-Москва, 1996. С. 623.
• Мэри К. Нэф. «Личные мемуары Е.П. Блаватской». М., «Сфера» РТО, 1993., 320 с.
• Письма Елены Рерих. Издательство «Вико». Новосибирск: 1993 г. 512 с.
• Писарева Е.Ф. "Елена Петровна Блаватская (Биографический очерк)". Ресурс: Интернет
• Цырков Б. Елена Петровна Блаватская. Краткий очерк жизни и творчества. Ресурс: Интернет
Сотрудник Лиги "Роза Мира" Штогрина Е.Н.
|