О программе факультативного курса «В мире
Прекрасного и интересного», основанной на концепции формирования
человека облагороженного образа Д.Л.Андреева
Формирование человека Культуры является
одной из актуальных проблем в современной педагогике. И это закономерно,
потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль
духовно–нравственных, культурных ценностей, расширяется сфера действия
морально–этического фактора. Современные условия характеризуются
гуманизацией образовательного процесса, обращением к внутреннему
потенциалу ребёнка, развитию его моральных качеств. Приоритетной целью
образования в современной школе становиться развитие полноценной и
разносторонней индивидуальности, готовой к правильному взаимодействию с
окружающим миром, самообразованию и саморазвитию. Реализация этой цели
объективно требует качественно нового подхода к воспитанию и обучению
детей, организации всего образовательного процесса.
Из существующих в настоящее время различных концепций воспитания и
формирования Культурной индивидуальности, способной к созиданию,
самосовершенствованию и творчеству, наиболее полное представление о
формировании человека Культуры отражено в концепции Д.Л.Андреева, в
основе которой лежит воспитание человека Будущего, человека
облагороженного образа.
Взяв за основу концепцию Д.Л.Андреева, мною была разработана
программа факультативного курса «В мире Прекрасного и интересного».
Для целостного представления о программе курса, необходимо осветить основные структурные особенности её построения.
Целевым стержнем курса «В мире Прекрасного и интересного»
является формирование духовного мира ребёнка, раскрытие изначально
заложенного Создателем в нём потенциала, развитие гуманной, свободной и
творческой индивидуальности, способной к самоопределению в мире
культуры, искусства, науки.
Реализация поставленной цели в курсе осуществляется через
решение следующих задач воспитания, обучения и развития, положенных в
основу курса.
Воспитательные: воспитание и развитие чувства прекрасного, любви
ко всему живому, природе; формирование чувства ответственности за
сохранение всего живого на Земле и в Космосе; воспитание
духовно–нравственных качеств: ответственности, честности,
справедливости, дисциплинированности; воспитание нравственного отношения
к миру и к себе.
Образовательные задачи: формирование у ребёнка достаточно
широкого и яркого представления о Вселенной, Космосе и мире, в котором
он живёт; развитие представлений детей об истинном значении Культуры,
формирование стремления стать культурным человеком.
Развивающие: развитие творческих качеств и познавательной
активности, формирование у младших школьников глобального (планетарного)
мышления, способности самостоятельно мыслить на Общее Благо людей и
Эволюции Земли и Космоса в целом; развитие творческого воображения,
творческих способностей, умения наблюдать, анализировать поступки людей;
обучение культуре общения, культуре поведения, усвоение способов
разрешения различных жизненных ситуаций.
Курс «В мире Прекрасного и интересного» - интегрированный, так
как в него включены знания о человеке, обществе, искусстве и природе.
Центральное место в нём занимают природоведческие знания, которые
недостаточно широко представлены в программе «Окружающий мир» для
четырёхлетней начальной школы. Специфика курса определяется тем, что в
нём ведущую, содержательную роль играет опыт ценностных ориентаций.
Стержнем курса являются этико – философские проблемы – раскрытие
на доступном для младших школьников уровне гуманистических ценностей
жизни.
При разработке программы курса были выделены в качестве основных
такие компоненты внутреннего содержания человека облагороженного
образа: духовность, гуманность, свобода, творчество. Взаимосвязь этих
компонентов является центральным содержательным ядром курса.
Содержательная линия программы курса имеет существенные и
значительные резервы для формирования духовной индивидуальности ребёнка.
Гуманизация, гуманитаризация образования на современном этапе позволяют
говорить о проблеме воспитания духовности как приоритетной. Духовный
мир человека – эта та первооснова, которая в течение всей последующей
жизни определяет его нравственное, эстетическое и умственное развитие,
руководит каждым действием или совершаемыми поступками. Специально
подобранный тематический блок программы, её ценностно – ориентированная
концепция способствует развитию у младших школьников стремления
совершать добрые поступки, находиться в поиске смысла жизни, проявлять
деятельную доброту ко всему живому, высокие моральные чувства.
Программа курса нацелена на развитие гуманной индивидуальности,
способной к сопереживанию, альтруизму, готовой оказывать помощь другим
людям и всему живому. Для осуществления этой цели педагогом на занятиях
курса «включаются» такие механизмы, как нравственное самосознание,
нравственный выбор, принятие ответственности за свои решения и
поведение, сопереживание и понимание других людей.
Курс «В мире Прекрасного и интересного» имеет возможности для
развития свободной индивидуальности, способной к самоопределению в мире
культуры. На занятиях учащиеся постоянно ставятся в ситуацию выбора,
самостоятельного принятия решений, педагогом создаётся воспитательная
среда, в которой возникают предпосылки для развития у младших школьников
чувства собственного достоинства, самоуважения, самостоятельности,
формируется потребность нести ответственность за свои поступки.
Курс способствует развитию творческой индивидуальности,
нестандартно мыслящей, не удовлетворяющейся достигнутым результатом, с
развитым чувством нового, стремлением к созиданию. Творчество и
творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому
формирование творческой индивидуальности приобретает сегодня не только
теоретический, но и практический смысл. В программе курса заложены
перспективные аспекты для проявления творческих способностей каждого
ребёнка в различных формах деятельности (лепка, рисование,
конструирование, аппликация, сочинительство и др.).
Основные компоненты внутреннего содержания человека
облагороженного образа в программе курса реализуются через: формирование
у младших школьников глобального (планетарного) мышления; включение
ребёнка в активную познавательную деятельность; развитие творческого
воображения, творческих способностей; воспитание и развитие чувства
прекрасного, любви ко всему живому, природе; развитие умения наблюдать,
анализировать поступки людей; формирование чувства ответственности за
сохранение всего живого на Земле и в Космосе; развитие чувства Красоты,
умение видеть её в повседневной жизни; воспитание нравственного
отношения к миру и к себе;
В основу программы курса поставлены следующие принципы
гуманистического подхода: природосообразности, культуросообразности,
сотрудничества педагога с детьми, обучения и воспитания детей в
коллективе, эстетизации детской жизни, опоры на положительное в ребёнке,
самосовершенствования, готовности к ответственным действиям.
Структура представления учебного содержания в программе
обозначена как концентрическая, т.е. раскрытие каждой темы курса может
иметь протяжённость несколько лет обучения, но каждый следующий год – с
расширением круга рассматриваемых вопросов, усилением воздействий на
эмоциональную сферу детей, что обеспечивает более глубокое осознание
учащимися общечеловеческого значения и глубокого смысла рассматриваемых в
курсе этико–философских и гуманистических ценностей. Тем самым в курсе
«В мире Прекрасного и интересного» создаются условия для постепенного
становления жизненных ориентаций младших школьников, проявляющихся в
эмоционально переживаемом отношении к жизненным явлениям и в осознанном
нравственном выборе своего поведения, способов действий, поступков.
Способы и приёмы формирования духовного мира ребёнка в данном
курсе разнообразны. Они следующие: этическая беседа; продолжение
незаконченных рассказов; обсуждения по проблеме с привлечением
жизненного опыта учащихся; анализ и совместное разрешение конкретных
жизненных ситуаций; самостоятельные поиски ответов на поставленные
вопросы; анализ литературных произведений; сознательное мыслетворчество;
философские размышления в устной и письменной форме; сюжетно – ролевые и
творческие игры; самостоятельная творческая деятельность учащихся в
различных формах; коллективное творчество; коллективное фантазирование;
составление и проигрывание сценок на этические темы.
Программный материал курса разделён на пять тематических
разделов: 1. Человек и Космос как единое целое. 2. Главные ценности
жизни. 3. Великий свет науки. 4. Мы среди людей. 5. Прекрасное в
искусстве.
Программа составлена из расчёта 1 час в неделю; в год 34 часа.
Содержание программы курса
Человек и Космос как единое целое (7 часов)
Что такое жизнь и как она могла возникнуть? Как была создана
наша Вселенная? Планета Земля и её связь с Космосом. Понятие о Высшем
Космическом Разуме. Звёздное небо – великая книга Природы. Человек – кто
он? Зачем и для кого рождается? Миссия каждого отдельного человека в
земной жизни. Ответственность человека перед Космосом и Природой.
Главные ценности жизни (9 часов)
Что такое духовная жизнь человека? Высшие и низшие качества
человека. Понятие добра и зла. Зачем и как воспитывать своё сердце? В
стране Культуры. Жить – Добро творить. Как надо любить? Размышление о
счастье. Значение мысли. Что может мысль? Понятие о Красоте. Как стать
трудолюбивым? Правда и ложь. Как воспитать свой характер?
Великий свет науки (5 часов)
Что такое наука? Наука в жизни людей. Какие бывают науки и
что они исследуют? Истории о величайших научных открытиях. Легенда об
Атлантиде. Облик учёного, преданного науке и людям (Джордано Бруно,
Пифагор). Научные открытия и сенсации в наши дни. Понятие о Чаше Грааля.
Мы среди людей (5 часов)
Человек рождается для людей. Как научиться радоваться успехам
друга. В стране вежливых слов. Правила знакомства. Понятие об этике
поведения. Как вести себя в общественных местах. Все профессии важны.
Учимся быть настоящими друзьями. Строим город Будущего.
Прекрасное в искусстве (8 часов)
Что такое искусство? Какие бывают виды искусства? Роль
искусства в жизни общества. О сокровенном смысле творчества. Прекрасное в
нашей жизни. Волшебные звуки музыки. Язык музыкальных инструментов.
Искусство пера. О значении поэта в судьбе Мира. Мир красок, мир
фантазий. О творчестве Н.К. Рериха. О творчестве Ф. Васильева. О
творчестве И.Бунина. Об Исааке Ильиче Левитане. Мысли великих людей об
искусстве.
Считаю, что программа факультативного курса «В мире Прекрасного и
интересного» представит интерес для учителей начальной школы,
воспитателей детского сада, находящихся в поиске новых путей воспитания
Культурной индивидуальности, способной к созиданию,
самосовершенствованию и творчеству.
|