Главная » Статьи » Статьи » Основы Новой педагогики.

О программе факультативного курса <В мире Прекрасного и интересного>, основанной на концепции формирования человека облагороженного образа Д
О программе факультативного курса «В мире Прекрасного и интересного», основанной на концепции формирования человека облагороженного образа Д.Л.Андреева

      Формирование человека Культуры является одной из актуальных проблем в современной педагогике. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль духовно–нравственных, культурных ценностей, расширяется сфера действия морально–этического фактора. Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к внутреннему потенциалу ребёнка, развитию его моральных качеств. Приоритетной целью образования в современной школе становиться развитие полноценной и разносторонней индивидуальности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, самообразованию и саморазвитию. Реализация этой цели объективно требует качественно нового подхода к воспитанию и обучению детей, организации всего образовательного процесса.
     Из существующих в настоящее время различных концепций воспитания и формирования Культурной индивидуальности, способной к созиданию, самосовершенствованию и творчеству, наиболее полное представление о формировании человека Культуры отражено в концепции Д.Л.Андреева, в основе которой лежит воспитание человека Будущего, человека облагороженного образа.
     Взяв за основу концепцию Д.Л.Андреева, мною была разработана программа факультативного курса «В мире Прекрасного и интересного».
     Для целостного представления о программе курса, необходимо осветить основные структурные особенности её построения.
      Целевым стержнем курса «В мире Прекрасного и интересного» является формирование духовного мира ребёнка, раскрытие изначально заложенного Создателем в нём потенциала, развитие гуманной, свободной и творческой индивидуальности, способной к самоопределению в мире культуры, искусства, науки.
      Реализация поставленной цели в курсе осуществляется через решение следующих задач воспитания, обучения и развития, положенных в основу курса.
     Воспитательные: воспитание и развитие чувства прекрасного, любви ко всему живому, природе; формирование чувства ответственности за сохранение всего живого на Земле и в Космосе; воспитание духовно–нравственных качеств: ответственности, честности, справедливости, дисциплинированности; воспитание нравственного отношения к миру и к себе.
      Образовательные задачи: формирование у ребёнка достаточно широкого и яркого представления о Вселенной, Космосе и мире, в котором он живёт; развитие представлений детей об истинном значении Культуры, формирование стремления стать культурным человеком.
      Развивающие: развитие творческих качеств и познавательной активности, формирование у младших школьников глобального (планетарного) мышления, способности самостоятельно мыслить на Общее Благо людей и Эволюции Земли и Космоса в целом; развитие творческого воображения, творческих способностей, умения наблюдать, анализировать поступки людей; обучение культуре общения, культуре поведения, усвоение способов разрешения различных жизненных ситуаций.
      Курс «В мире Прекрасного и интересного» - интегрированный, так как в него включены знания о человеке, обществе, искусстве и природе. Центральное место в нём занимают природоведческие знания, которые недостаточно широко представлены в программе «Окружающий мир» для четырёхлетней начальной школы. Специфика курса определяется тем, что в нём ведущую, содержательную роль играет опыт ценностных ориентаций.
      Стержнем курса являются этико – философские проблемы – раскрытие на доступном для младших школьников уровне гуманистических ценностей жизни.
      При разработке программы курса были выделены в качестве основных такие компоненты внутреннего содержания человека облагороженного образа: духовность, гуманность, свобода, творчество. Взаимосвязь этих компонентов является центральным содержательным ядром курса.
      Содержательная линия программы курса имеет существенные и значительные резервы для формирования духовной индивидуальности ребёнка. Гуманизация, гуманитаризация образования на современном этапе позволяют говорить о проблеме воспитания духовности как приоритетной. Духовный мир человека – эта та первооснова, которая в течение всей последующей жизни определяет его нравственное, эстетическое и умственное развитие, руководит каждым действием или совершаемыми поступками. Специально подобранный тематический блок программы, её ценностно – ориентированная концепция способствует развитию у младших школьников стремления совершать добрые поступки, находиться в поиске смысла жизни, проявлять деятельную доброту ко всему живому, высокие моральные чувства.
     Программа курса нацелена на развитие гуманной индивидуальности, способной к сопереживанию, альтруизму, готовой оказывать помощь другим людям и всему живому. Для осуществления этой цели педагогом на занятиях курса «включаются» такие механизмы, как нравственное самосознание, нравственный выбор, принятие ответственности за свои решения и поведение, сопереживание и понимание других людей.
      Курс «В мире Прекрасного и интересного» имеет возможности для развития свободной индивидуальности, способной к самоопределению в мире культуры. На занятиях учащиеся постоянно ставятся в ситуацию выбора, самостоятельного принятия решений, педагогом создаётся воспитательная среда, в которой возникают предпосылки для развития у младших школьников чувства собственного достоинства, самоуважения, самостоятельности, формируется потребность нести ответственность за свои поступки.
      Курс способствует развитию творческой индивидуальности, нестандартно мыслящей, не удовлетворяющейся достигнутым результатом, с развитым чувством нового, стремлением к созиданию. Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой индивидуальности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. В программе курса заложены перспективные аспекты для проявления творческих способностей каждого ребёнка в различных формах деятельности (лепка, рисование, конструирование, аппликация, сочинительство и др.).
      Основные компоненты внутреннего содержания человека облагороженного образа в программе курса реализуются через: формирование у младших школьников глобального (планетарного) мышления; включение ребёнка в активную познавательную деятельность; развитие творческого воображения, творческих способностей; воспитание и развитие чувства прекрасного, любви ко всему живому, природе; развитие умения наблюдать, анализировать поступки людей; формирование чувства ответственности за сохранение всего живого на Земле и в Космосе; развитие чувства Красоты, умение видеть её в повседневной жизни; воспитание нравственного отношения к миру и к себе;
      В основу программы курса поставлены следующие принципы гуманистического подхода: природосообразности, культуросообразности, сотрудничества педагога с детьми, обучения и воспитания детей в коллективе, эстетизации детской жизни, опоры на положительное в ребёнке, самосовершенствования, готовности к ответственным действиям.
      Структура представления учебного содержания в программе обозначена как концентрическая, т.е. раскрытие каждой темы курса может иметь протяжённость несколько лет обучения, но каждый следующий год – с расширением круга рассматриваемых вопросов, усилением воздействий на эмоциональную сферу детей, что обеспечивает более глубокое осознание учащимися общечеловеческого значения и глубокого смысла рассматриваемых в курсе этико–философских и гуманистических ценностей. Тем самым в курсе «В мире Прекрасного и интересного» создаются условия для постепенного становления жизненных ориентаций младших школьников, проявляющихся в эмоционально переживаемом отношении к жизненным явлениям и в осознанном нравственном выборе своего поведения, способов действий, поступков.
      Способы и приёмы формирования духовного мира ребёнка в данном курсе разнообразны. Они следующие: этическая беседа; продолжение незаконченных рассказов; обсуждения по проблеме с привлечением жизненного опыта учащихся; анализ и совместное разрешение конкретных жизненных ситуаций; самостоятельные поиски ответов на поставленные вопросы; анализ литературных произведений; сознательное мыслетворчество; философские размышления в устной и письменной форме; сюжетно – ролевые и творческие игры; самостоятельная творческая деятельность учащихся в различных формах; коллективное творчество; коллективное фантазирование; составление и проигрывание сценок на этические темы.

     Программный материал курса разделён на пять тематических разделов: 1. Человек и Космос как единое целое. 2. Главные ценности жизни. 3. Великий свет науки. 4. Мы среди людей. 5. Прекрасное в искусстве.

     Программа составлена из расчёта 1 час в неделю; в год 34 часа.

Содержание программы курса

Человек и Космос как единое целое (7 часов)

     Что такое жизнь и как она могла возникнуть? Как была создана наша Вселенная? Планета Земля и её связь с Космосом. Понятие о Высшем Космическом Разуме. Звёздное небо – великая книга Природы. Человек – кто он? Зачем и для кого рождается? Миссия каждого отдельного человека в земной жизни. Ответственность человека перед Космосом и Природой.

Главные ценности жизни (9 часов)

     Что такое духовная жизнь человека? Высшие и низшие качества человека. Понятие добра и зла. Зачем и как воспитывать своё сердце? В стране Культуры. Жить – Добро творить. Как надо любить? Размышление о счастье. Значение мысли. Что может мысль? Понятие о Красоте. Как стать трудолюбивым? Правда и ложь. Как воспитать свой характер?

Великий свет науки (5 часов)

     Что такое наука? Наука в жизни людей. Какие бывают науки и что они исследуют? Истории о величайших научных открытиях. Легенда об Атлантиде. Облик учёного, преданного науке и людям (Джордано Бруно, Пифагор). Научные открытия и сенсации в наши дни. Понятие о Чаше Грааля.

Мы среди людей (5 часов)

     Человек рождается для людей. Как научиться радоваться успехам друга. В стране вежливых слов. Правила знакомства. Понятие об этике поведения. Как вести себя в общественных местах. Все профессии важны. Учимся быть настоящими друзьями. Строим город Будущего.

Прекрасное в искусстве (8 часов)

     Что такое искусство? Какие бывают виды искусства? Роль искусства в жизни общества. О сокровенном смысле творчества. Прекрасное в нашей жизни. Волшебные звуки музыки. Язык музыкальных инструментов. Искусство пера. О значении поэта в судьбе Мира. Мир красок, мир фантазий. О творчестве Н.К. Рериха. О творчестве Ф. Васильева. О творчестве И.Бунина. Об Исааке Ильиче Левитане. Мысли великих людей об искусстве.

     Считаю, что программа факультативного курса «В мире Прекрасного и интересного» представит интерес для учителей начальной школы, воспитателей детского сада, находящихся в поиске новых путей воспитания Культурной индивидуальности, способной к созиданию, самосовершенствованию и творчеству.